ВНИМАНИЕ! СТЕНОГРАММА БЕЗ ОБРАБОТКИ И СОДЕРЖИТ РЕЧЕВЫЕ ОБОРОТЫ

I Сессия:Новые возможности для инвестиций и экономического взаимодействия на пространстве СНГ




Лебедев С.Н.


Председатель Исполнительного комитета – Исполнительный секретарь СНГ

Добрый день, уважаемые участники Форума!

От имени Исполнительного комитета СНГ я искренне рад приветствовать вас на гостеприимной крымской земле в городе Ялта. Спасибо вам, что вы приехали на этот Форум. Ялта стала хорошей площадкой в течение последних трех лет для встреч представителей бизнеса и финансовых структур стран Содружества. Здесь устанавливаются новые контакты, обсуждаются новые проекты и, самое главное, что результатом этих обсуждений, этих контактов становятся конкретные дела по укреплению экономического сотрудничества на пространстве СНГ.

Только что закончилось заседание Совета глав правительств Содружества, были обсуждены 22 вопроса, приняты интересные и важные для СНГ решения. Не могу не сказать о двух документах, подписанных в ходе заседания Совета глав правительств, касающихся Договора о зоне свободной торговли. Были приняты решения о завершении переговоров по присоединению к договору девятого государства – Узбекистана. До конца этого года, было принято, единогласно, заявление, дающее высокую оценку этому договору, подтверждающая, что договор с 20 сентября этого года вступил в силу и уже работает в трех государствах: в России, в Украине и в Белоруссии. Ратифицировали этот договор также Армения и Молдова. Впереди предстоит, мы надеемся в самое ближайшее время, ратификация этого договора остальными государствами. В последние годы идет активное взаимодействие в экономической сфере - принята стратегия экономического развития СНГ, важные документы направлены на период до 2020 года в сфере транспорта, энергетики, связи, принята интересная программа «Атом СНГ», которая предполагает укрепление сотрудничества и ядерной энергетики, эта программа уже работает. Принята межгосударственная программа инновационного сотрудничества. И что примечательно, здесь в Ялте 2 дня назад собрались руководители ведомств, ответственные за инновации, за инновационное сотрудничество, и насколько я знаю, результативно поработали. выразить

Я бы хотел выразить особую признательность главам правительств, премьерам и вице-премьерам присутствующих здесь стран СНГ, которые согласились пребыть на этот форум. Сегодня они в президиуме. Я думаю, это свидетельствует о том, что Форум действительно приобрел вес, приобрел значимость, и это говорит о том, что мы получаем поддержку со стороны правительств стран Содружества. Думаю, присутствие таких ответственных, важных государственных лиц на сегодняшнем подиуме позволит обсудить на высоком уровне те вопросы, которые будут способствовать укреплению экономического сотрудничества. Спасибо вам за то, что вы приехали! Успехов и удачи вам, плодотворной работы!

А сейчас я хотел бы передать слово для дальнейшего ведения нашей пленарной дискуссии всем вам знакомому и уважаемому Андрею Леонидовичу Костину - Президенту Финансово-банковского совета СНГ, Президенту – Председателю Правления Банка ВТБ.


Ведущий Костин А.Л.


Президент – Председатель Правления ОАО Банка ВТБ, Президент НП "Финансово-банковский совет СНГ"

Уважаемые господа премьер-министры, уважаемые коллеги, для нас сегодня действительно волнительный момент. За 6 лет существования нашего Финансового-банковского совета у нас впервые присутствует столь представительный президиум, и, конечно, на мой взгляд, это ознаменует новый этап нашего развития.

Финансово-банковский совет СНГ, который был создан 6 лет назад, имеет главной целью – развитие сотрудничества между финансовыми институтами стран СНГ и построение единого валютно-финансового пространства на территории Содружества. И, конечно, эти задачи невозможно решить только финансистам без участия правительства. Конечно, роль правительства здесь ключевая. Мы же со своей стороны готовы делать все от нас зависящее для того, чтобы эти планы стали реальностью.

Здесь присутствуют представители многих банков, которые осуществляют деятельность на территории более чем одного государства СНГ. Это не только российские банки, такие как ВТБ или Сбербанк, есть частные банки: Альфа-Банк, ПриватБанк, Международный Банк Азербайджана – все они работают, повторяю, в нескольких государствах постсоветского пространства. И, конечно же, дальнейшее развитие сотрудничества нам представляется одним из важнейших элементов вообще построения нашей интеграции. В частности, я бы просил в ваших выступлениях, в том числе, отвечать на те вопросы, которые волнуют нас больше всего, – это вопросы развития расчетов национальных валют в торговле между нашими странами, это вопросы создания единого рынка ценных бумаг. Это вопросы, связанные и с движением к единому банковскому надзору, по унификации правил банковского надзора с тем, чтобы действительно наша банковская система могла свободно и работать в разных государствах, и взаимодействовать. Это и ряд других вопросов, которые относятся к компетенции именно валютно-финансовой области. Конечно, было бы крайне интересно послушать ваше видение дальнейшего развития нашей интеграции, потому что, в конечном итоге, финансовая интеграция невозможна без политики и без интеграции в области торгово-экономических отношений. Но мы надеемся, что если Евросоюзу потребовалось на это 40 лет и все равно они не доделали эту тему, нам потребуется намного меньше, и мы будем более успешными. Спасибо огромное.

Хотел бы предоставить слово для первого выступления нашему гостеприимному хозяину Николаю Яновичу Азарову.


Азаров Н.Я.


Премьер-министр Украины

Всех хочу поприветствовать. Впервые, наверное, на таком бизнес-форуме участвуют руководители Правительств стран Содружества -это знаковое событие.

Мы прошли, посмотрели выставку инвестиционных проектов, обменялись мнениями,что мы вообще-то думали увидеть другое. Я вот так сразу критично скажу – мы ожидали увидеть проработанные совместные инвестиционные проекты и конкретные предложения для Правительств тех стран, которые участвуют на форуме от тех компаний, которые изъявили участвовать. А что от Правительства надо? Например, отвод земли, например, углубление сетей, например, какие-то преференции с точки зрения налогообложения и так далее, какие-то государственные инвестиции. Вот тогда этот инвестиционный проект, когда о нем рассказывают, он представляет интерес.

Конечно, все эти проекты, которые были представлены, мне, например, знакомы, я о них слышал не один раз. Хотелось, чтобы они выходили из стадии проектов и переходили в стадию практической реализации. Практически все эти проекты касались развития Украины. И Крым для нас является особенной областью или особенной частью страны, которой мы уделяем пристальное внимание, потому что мы рассчитываем на то, что мы превратим Крым в прекрасную рекреационную зону, и эта зона может служить для отдыха, для улучшения здоровья практически всем гражданам Содружества Независимых Государств. Это уникальное место, которое в советское время было местом отдыха для всех наших стран бывшего Советского Союза, и сейчас развитие Крыма, развитие его инфраструктуры, индустрии туризма, отдыха надо вывести, конечно, на более высокий уровень, сделать его конкурентным по сравнению с другими странами. И я глубоко убежден, что то количество туристов, которое было в этом году (а в этом году было рекордное количество туристов за все годы) можно значительно увеличить. Поэтому я призываю тех инвесторов, тех бизнесменов, которые участвуют в работе этого форума взвесить все свои возможности и принять участие в реализации этих инвестиционных проектов. Со своей стороны я хочу сказать, что Правительство Украины окажет максимальное содействие в реализации таких проектов.

Что же касается других инвестиционных проектов, которые мы увидели, – они, безусловно, интересны, они все капиталоемкие. Строительство «Интерсити» в Киеве или строительство линии метро или другие проекты, которые вы там видели,касающиеся развития как Киева, так и других территорий Украины – они чрезвычайны интересны. И вот опыт Евро, подготовки к Евро, реализации крупных инфраструктурных проектов показывает, что они реальны. Их можно реализовать и реализовать не в далеком будущем, а нужно реализовать за относительно короткие сроки. А то, что будет отдача, у меня сомнений не вызывает.

Сергей Николаевич в своем вступительном слове обратил внимание, что вступил в силу Договор о зоне свободной торговли, – чрезвычайно важный документ, к которому наши страны шли почти два десятка лет. И это совершенно новый режим взаимодействия, и сегодня мы на Совете глав правительств обсудили перспективы развития и мы четко, твердо заявляем, что Украина по этому пути пойдет и дальше. Мы чрезвычайно заинтересованы в общем рынке наших стран, и то, о чем сейчас Андрей Леонидович говорил, скажем так, о механизмах финансового надзора, Европа сейчас к этому идет.Финансовый кризис в Европе показал, что отсутствие единой системы на территории стран Евросоюза привел к тяжелейшим последствиям для мировой экономики и, естественно, для экономики Европы. И мы заинтересованы в таких формах взаимодействия. И те наши специалисты, которые в этой области работают, они будут, безусловно, поддержаны Правительством.

Я хотел бы также пожелать успеха вашему бизнес-форуму и надеюсь, что он даст новый импульс в развитии совместных проектов, кооперационных проектов на территории стран Содружества. Спасибо за внимание.


Ведущий Костин А.Л.



Спасибо большое. Злоупотреблю правом ведущего, если можно, одну просьбу передать от имени участников. Сегодня по нашим данным около 40% экспорта Украины в России оплачивается рублями. Вместе с тем рубль по классификации, которая существует у Центрального банка, не относится к классификатору первой группы валют. Это существенно снижает возможности рубля по проведению ряда важных операций, в том числе по снижению наших рисков. Я бы просто просил, если можно, Правительство еще раз рассмотреть этот вопрос. Мы понимаем, есть аргументы против, но, может, есть возможность к этой цели двигаться?


Азаров Н.Я.



Андрей Леонидович, еще год назад вообще не стоял вопрос расчета в рублях, так? А мы уже с вами в рублях рассчитываемся. Это и есть шаг вперед.


Ведущий Костин А.Л.


Спасибо большое. Я готов передать слово Дмитрию Анатольевичу для его выступления. Дмитрий Анатольевич, хотел бы задать один вопрос, который часто задают наши коллеги из стран СНГ. Вы были главным инициатором идеи создания международно-финансового центра в Москве. Как все-таки другие государства – участники рынка других стран СНГ могли бы выиграть от этого? Если можно, в ходе вашего выступления ответьте на этот вопрос.


Медведев Д.А.


Председатель Правительства Российской Федерации

Добрый день, коллеги! Я хотел бы, конечно, вас поприветствовать и пожелать успехов «Ялтинским деловым встречам».

Включаясь в дискуссию по поводу рубля, сразу хотел бы сказать, что, конечно, год – это, может быть, и короткий срок, но мне кажется, что если мы хотим успевать за временем, нам нужно двигаться быстрее. Если 40% расчётов осуществляется в рублях, то это повод, для того чтобы призадуматься, каким образом оценивается российский рубль в рамках существующих украинских правил. Хотя это вопрос вкуса: если не хочется платить рублями, можно в какой-то момент прийти к необходимости платить юанями. Сейчас перед всей мировой экономикой эта дилемма стоит. Вам самим придётся решать, что ближе.

По поводу форума: надеюсь, что он будет набирать обороты. Я не могу не согласиться с тем, что только что Николай Янович сказал. Мы посмотрели выставку, и, пусть не обижаются её устроители, она совершенно не на ту тему, вообще не имеет никакого отношения к нашим деловым встречам, к инвестиционному потенциалу государств–участников СНГ. Нужны кооперационные проекты, проекты, которым может помочь Правительство России, Белоруссии, украинское Правительство, Молдовы, других стран, которые здесь представлены, а не просто такая «замануха» по поводу того, какие хорошие перспективы содержатся, допустим, в том или ином инвестиционном проекте на территории Крыма или в других местах. Поэтому, я думаю, что следующие форумы в этом смысле пройдут более весомо.

Теперь, отвечая на вопрос, который был поставлен Андреем Леонидовичем: конечно, в настоящий момент московский финансовый центр только создаётся, хотя мы уже потратили на это довольно значительные силы и даже средства. В ближайшее время у меня очередная встреча. Я считаю, что у Москвы в силу геополитических причин, в силу финансовых возможностей России, в силу её стратегического, если хотите, назначения всё равно однозначная роль – выступать таким связующим мостом между экономиками различных стран. Мир столкнулся с тем, что ни одна резервная валюта не может претендовать на свою исключительность.

Сначала, вы помните 2008–2009 годы, нас всех очень беспокоило самочувствие доллара. И я посещал «восьмёрки», «двадцатки», всё время с коллегами обсуждал перспективы доллара в качестве резервной валюты. Они были очень и очень непонятными. Потом произошла определённая стабилизация. Сейчас мы все со страхом смотрим в Европу, задумываемся о судьбе зоны евро, гадаем на кофейной гуще, подкинут деньжат Греции или она отколется в какой-то момент и это создаст цепную реакцию развала всего Европейского союза. А как ни крути, наши экономики все разные, но тем не менее, скажем откровенно, помимо взаимосвязи внутри СНГ они очень тесно связаны с экономиками стран Евросоюза. У России, например, торговый оборот со странами Евросоюза составляет 300 млрд долларов. Для нас это большой рынок, поэтому мы сейчас наблюдаем за тем, что у них происходит.

Я недаром упомянул Китай, китайский юань, потому что валюты азиатско-тихоокеанского рынка стучатся во все двери. Пока, правда, наши китайские друзья не приняли решение о введении конвертируемости, но как только они это сделают, можете не сомневаться, все присутствующие и отсутствующие государства будут номинировать свои валютно-денежные запасы, резервы уже и в юанях. Это требование жизни. Почему? Потому что мы, начиная, скажем, с 2008 года убедились в том, что нынешняя валютная система не стабильна, она требует дополнительной опоры. А что это за опора? Это другие, дополнительные резервные валюты. Я считаю, что у рубля есть в этом смысле все шансы стать такой валютой. Но мы теперь не сами в одиночестве продвигаем этот проект, у нас есть партнёры по нашему единому экономическому пространству – это Казахстан и Беларусь, и мы сейчас думаем о том, чтобы эти все валютные вопросы, а также вопросы развития финансового центра в Москве решать сообща.Кстати, два слова о том, как развиваются наши отношения в рамках нового интеграционного объединения. Не знаю, в курсе ли наши друзья – как украинские, так и из других стран, – но только в результате создания Таможенного союза в самом начале его деятельности взаимный товарный оборот вырос в среднем на 30–40%. Это прямой результат создания интеграционного объединения, и сейчас мы имеем единый рынок вместимостью 165 млн человек – это приличная цифра. Тем не менее это не агитация за то, чтобы все присутствующие немедленно вступали в Таможенный союз. Скажем откровенно, мы сами ещё должны разобраться во многих процессах, которые у нас идут. Часть наших партнёров хотела бы вступить, часть думает, часть говорит, что они никогда не вступят в Таможенный союз. Но в любом случае это та модель, которую мы в ближайшие годы будем использовать.

Если же вернуться к СНГ, то, мне кажется, тот потенциал, который мы сумели наработать за последние годы, в целом неплох. Все разговоры о кончине СНГ, в общем, ни на чём не основаны, хотя бы потому, что у нас не существует другой площадки для общения. Но нам крайне важны такие площадки, как этот деловой форум, потому что от бесконечных разговоров политиков, как правило, ничего не меняется. Я присутствовал на форумах СНГ президентских, сейчас принимаю участие в форумах премьерских. Вы основной мотор развития взаимоотношений внутри любого интеграционного объединения, включая и Содружество Независимых Государств. Но я очень рад, что мы, наконец, смогли завершить многолетнюю работу по созданию зоны свободной торговли. В прошлом году в Питере у нас восемь членов СНГ подписало соответствующий документ. Он уже ратифицирован, как Сергей Николаевич сказал, пятью государствами – Россией, Белоруссией, Украиной, Арменией и Молдовой. Сейчас другие наши коллеги думают над его ратификацией – сегодня мы обсуждали технологические нюансы. В любом случае это эффективный, основанный на принципах Всемирной торговой организации институт свободной торговли на большей части пространства СНГ. Мы этому рады и, конечно, приглашаем другие государства и компании этих государств принять участие в этих процессах. Поэтому эти новые интеграционные площадки, даже принимая во внимание негативный опыт Евросоюза, мне кажется, всё равно являются для нас ключевым направлением развития. Но ещё раз подчеркну, и на этом завершу своё выступление: главными двигателями интеграции, главными участниками кооперационных связей являются представители бизнеса, и именно вы должны нам давать заказ на те политические решения, которые относятся к компетенции руководителей государств и правительств, и я искренне желаю вам успехов.


Ведущий Костин А.Л.



Я думаю, что после критики двух премьеров у организаторов выставки нет шансов избежать строгих наказаний, что мы и сделаем, конечно. Выводы будут учтены, и, Сергей Николаевич, придется нам вместе возглавить эту работу и подготовить такие проекты, чтобы они зацепили душу и мысли наших руководителей. Теперь хотел бы задать вопрос Премьер-министру Республики Беларусь. Михаил Владимирович, Дмитрий Анатольевич сказал о том, что Россия уже не самостоятельно ведет процессы интеграции и вообще развития, что, в принципе, в рамках Союза, куда входит и государство Белоруссии. Что же касается Валютного союза, как вы считаете, какие есть шансы в ближайшие годы перейти на единую валюту и какие будут преимущества?

Мясникович М.В


Премьер-министр Республики Беларусь

Уважаемые участники Форума, спасибо, что пригласили принять участие. И я хотел бы продолжить тот тезис, на котором закончил свое выступление Дмитрий Анатольевич, в части бизнеса и власти, бизнеса и международных согласованных структур. Иногда бытуют такие страшилки, что всякая интеграция - это определенная потеря суверенитета, что в чем-то надо уступить, что-то отдать, но я считаю это непрофессиональным рассуждением. Такие рассуждения у людей, которые далеки от реалий. Мне по долгу службы и в качестве высокого чиновника, и ученого, и политолога приходилось сталкиваться с этими процессами. Всегда интеграция выигрывает. Было очень много различных разговоров, что если мы создаем Таможенный союз, если мы выходим на единое экономическое пространство, как сейчас Россия, Казахстан и Белоруссия, то мы чем-то поступились, что-то потеряли. Я хочу привести буквально две цифры. В прошлом году у наш товарооборот с Российской Федерацией вырос на 140 процентов. К этой высокой базе за 8 месяцев текущего года мы имеем еще плюс 18 процентов. Казалось бы, в условиях достаточно плотной конкуренции. В этом плане мы однозначно видим плоды, успехи.

Что касается власти и бизнеса или работы с интеграционными структурами, предприниматель - это человек, который что-то предпринимает, который стремится что-то сделать. Конечно, стремится заработать прибыль, поэтому если с вашей среды будут идти интересные, инновационные предложения интегрирующего характера, безусловно, и исполком СНГ, и государства, входящие в само Содружество Независимых Государств, будут предпринимать те решения, и те действия, которые будут способствовать реализации этих проектов, потому что сегодня без объединения усилий просто невозможно решать многие вещи, особенно для небольших и средних государств, у которых небольшой внутренний рынок, и вся экономика сориентирована в основном на экспорте. Мы ждем этих предложений. Я думаю, что будут новые и новые формы под эгидой СНГ и Таможенного союза, которые действительно позволят создавать совместные компании. Как бы мы ни говорили, но товарное сотрудничество: произвел – продал, купил у кого-то и так далее, не имеет больших перспектив. Перспективы у совместных компаний, у транснациональных корпораций, и все это мы можем сделать, тем более, что законодательная база для этого формируется, как в рамках Таможенного союза, нашего единого экономического пространства трех государств (России, Казахстана и Белоруссии), так и в рамках СНГ.

Сегодня на заседание Совета глав правительств Содружества мы рассмотрели 22 вопроса. Половина из них те, что носят инновационный характер, те, которые формируют перспективу, и это замечательно, что мы не ограничиваемся какими-то процедурными вопросами, а идет серьезная наработка с учетом того, что говорилось в рамках зоны свободной торговли. Мы будем формировать законодательство, мы будем принимать необходимые межгосударственные документы, будем стремиться создавать соответствующую инфраструктуру. Вы должны быть достаточно инициативны в предложениях для того, чтобы все это закрепить.

Что касается валютной интеграции, надо пройти все этапы. Безусловно, здесь нельзя запрягать телегу, что называется, впереди лошади, но я думаю, что без согласованной валютной политики, без единой валюты работать дальше будет все сложнее. Вы видите, что происходит в мире. Я разделяю позицию Дмитрия Анатольевича в части того, что есть все предпосылки для того, чтобы мировых резервных валют было больше, в том числе, чтобы российский рубль тоже выполнял эту почетную и очень ответственную миссию. Я думаю, что, не опережая событий, не занимаясь популизмом, надо двигаться к этому. Если у нас будет сбалансированное законодательство, торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничество, заработают совместные компании, тогда однозначно мы должны быть готовы, чтобы была единая валюта. Тогда, конечно, не будет никаких проблем с расчетами. И резервы, и расчеты мы ведем в валютах наших главных торговых партнеров и видим в этом серьезную политику. Сейчас мы имеем во многих государствах Содружества даже избыточный научно-технический, а во многих государствах и производственный потенциал. Он будет востребован только в рамках объединенных проектов. Спасибо.

Ведущий Костин А.Л.



У нас - у банкиров, в премьерах есть свой человек. Это Тигран Суренович Саркисян, который много лет возглавлял Национальный банк Армении, профессионал высочайшего класса. Я его хорошо знаю. Мы открывали в свое время «Сбербанк» в Армении, много общались. Это человек, который знает о банках, наверное, все. Я бы хотел предоставить ему слово, чтобы он поделился своим мнением относительно перспективы сотрудничества именно в этой области.


Саркисян Т.С.


Премьер-министр Республики Армения

Вы знаете, я руководил Центральным банком Армении 10 лет и, мне казалось, что я хорошо разбираюсь в финансовой сфере, но когда я стал премьер-министром, я понял, что это далеко не так. Есть много факторов, которые банкиры не учитывают, а на самом деле эти факторы оказывают существенное влияние на бизнес. С этой точки зрения я хотел бы вернуться к теме, которую вчера обсуждали в узком кругу с премьерами: благодаря чему мы можем осуществить прорыв, благодаря чему, за короткий срок времени мы сможем достичь такого же уровня развития, какого достигли развитые страны? Тезис, относительно которого у нас образовался консенсус, когда его выдвинул Премьер-министр Украины, заключается в том, что нашим сравнительным преимуществом является наш интеллектуальный потенциал, научный и творческий потенциал. Очевидно, что здесь есть резервы, которые еще не задействованы.

Если основная тема нашего разговора это интеграция, то я бы хотел выдвинуть на ваше обсуждение несколько тезисов, как мы можем добиться успеха в интеграционном процессе. В 21-ом веке основным, базовым процессом развития общества сделана мыследеятельность, то есть, развитыми считаются те общества, которые умеют производить новые знания. Не те общества, которые производят много машин, а именно те общества, которые могут производить новые знания. Это означает, что человек – движущая сила развития, и инфраструктура должна быть создана именно для творческого человека, который мог бы реализовывать свой потенциал.

Первый тезис для нашей интеграции заключается в том и созвучен тому, что сказал Дмитрий Анатольевич, что мы должны создавать благоприятные условия именно для людей, которые являются движущей силой этой интеграции. Первый тезис будет звучать так: мы обязаны объединять людей, а не государства, то есть мы должны создавать для людей такие условия, чтобы они пользовались этой движущей силой для интеграции, потому что очевидно, что творческий человек всегда ищет себе подобных и, благодаря созданию такой атмосферы, он может самореализоваться. Если это так, то это означает, что мы большое внимание должны уделять ценностям, вокруг которых мы хотим объединяться. Это означает, что мы должны уметь совместно формулировать общие цели и совместно находить пути достижения этих целей.

Второй тезис, который я хотел бы выдвинуть на ваш суд, заключается в том, что интеграция предполагает, что бизнес должен чувствовать себя комфортабельно. Если мы задаем какие-то рамки, в которых происходит эта интеграция, то движущей силой является именно бизнес. С этой точки зрения мы должны акцентировать свое внимание на развитии малого и среднего бизнеса. Если мы создадим благоприятные условия для интеграции малого и среднего бизнеса, то это означает, что появится множество субъектов, которые жизненно заинтересованы в этом процессе.

Третий тезис, что в 21-ом веке, очевидно, что вместе бороться против вызовов и угроз, который несет современный мир, более эффективно. Очевидно, что здесь надо создавать наднациональные структуры (более эффективные), нежели пытаться самостоятельно преодолевать эти угрозы. Это касается и четвертого тезиса относительно обеспечения национальной безопасности. Здесь тоже очевидно, что наднациональные структуры более эффективны. Для нас более эффективен наднациональный институт, и опыт создания таких наднациональных институтов мы можем распространять и дальше.

Следующий тезис заключается в том, что, интеграция должна быть поэтапной. К сожалению, сегодня мы находимся на разных уровнях развития. Скажем, валовый национальный продукт на душу населения в Армении в 3-4 раза ниже, чем в России. Это означает, что мы должны пройти несколько этапов прежде, чем мы будем готовы к интеграции в каких-то других секторах экономики, в том числе и в финансовом секторе. Очевидно, что до создания общей валюты необходимо прийти к согласию относительно бюджетной политики, относительно бюджетного дефицита: как мы будем контролировать бюджетный дефицит, как мы будем контролировать текущие операции, операции по капитальным счетам. Здесь должны быть единые каноны. Пока этих единых канонов не будет, мы не сможем создать единую инфраструктуру финансового рынка, над которой уже будет единая валюта.

В завершение я хотел бы сказать, что Армения очень сильно заинтересована в этих интеграционных процессах. Мы находимся в поиске эффективных форм сотрудничества со странами СНГ, со странами ЕврАзЭс. Я хочу поблагодарить за возможность, которая мне предоставлена, и поблагодарить украинскую сторону за гостеприимный прием.


Ведущий Костин А.Л.



Спасибо, Тигран Суренович. Я хотел бы предоставить слово Владимиру Васильевичу Филату, Премьер-министру республики Молдова. Хотел бы задать такой вопрос: Молдова не единственное государство, входящее в СНГ, которое для себя, наверное, рассматривает альтернативный или параллельный вариант развития, интеграции: это интеграция в зону Евросоюза. Понятно, что там есть большие сложности, но, тем не менее, это уже сложившаяся группировка с устоявшимися правилами. Есть новое образование, СНГ-интеграция, которая молодая, развивающаяся. Как Молдова решает эту проблему? Было бы интересно послушать о двух потенциальных векторах развития интеграции.


Филат В.В.


Премьер-министр Республики Молдова

Спасибо за приглашение. Я бы хотел сказать, что очень хорошо, что есть начало. С чего я хочу начать мое выступление? Власть и бизнес это не только партнеры в создании дееспособной экономики. Власть и бизнес это партнеры в создании сильного демократического общества. Это означает дееспособные институты власти, это означает предсказуемые и выполняемые законы и все, что проистекает из сильного демократического общества. Я думаю, что этот форум доказывает, что есть хорошее начало. Я уверен, что на следующем форуме уже и проекты будут такими, которым народ обрадуется.

Мне лично очень хотелось бы, чтобы именно в рамках СНГ у нас была свободная торговля, чтобы исчезли барьеры, чтобы не было таких мотиваций, чтобы мы при каждой встрече не говорили, что там еще что-то появилось или еще какие-то недоговорки и так далее. В результате это будут условия не для руководителей стран, не для политических элит, а будут реальные условия для бизнеса, чтобы он развивался, интегрируясь. В принципе, если смотреть объективно, власть должна показать стратегические линии, цели, обеспечивать условиями, предсказуемостью, стабильностью.Организуя такие платформы, бизнес будет находить пути решения.

У нас подписан, ратифицирован Договор о свободной зоне со странами СНГ. Одновременно мы находимся в очень динамичном результативном переговорном процессе по подписанию договора о свободной торговой зоне с Евросоюзом. Это доступ и условия для бизнеса к рынку. Если посчитать в совокупности, это 800 миллионов потенциальных потребителей. Я хочу вам сказать, что это и потенциал для инвесторов из стран СНГ в Молдову для того, чтобы развивать свой бизнес, для того, чтобы легче покорять новые рынки. Я думаю, что это вполне нормально и разумно.

Что касается нашего виденья в дальнейшем: кроме договоров, кроме понимания,конечно, нужно обеспечивать реальные возможности и доступ к проектам развития. У нас сейчас конкретная ситуация: 3 года мы усиленно работали над тем, чтобы обеспечить бюджетную дисциплину. У нас в 10-ом году бюджетный дефицит был 2,4 процента, в 11-ом году 1,4, в этом году - 1,13. На следующий год мы прогнозируем и уже вписали в проект закона «О бюджете», который одобрили позавчера в Правительстве - 1,14 процента от ВВП. Это хорошо. Это означает, что мы живем по средствам. Когда мы смотрим на результат, мы видим, что этого не хватает. Нужно обеспечивать развитие. Это, конечно, инфраструктурные проекты, но одновременно это обеспечение возможностей бизнеса и инвесторов участвовать в тех отраслях (отныне некоторые из них монопольны), где государство является собственником. Это процесс приватизации. Я хочу вам сказать, что у нас в республике будет очень динамичный, открытый процесс приватизации. Кроме этого, у нас есть законодательная база, и мы очень энергично будем внедрять частное публичное партнерство (именно партнерство). Это означает предоставление предприятий (хотел бы отметить, что очень важных: не только инфраструктурных, это и транспорт, и энергетика). Допустим, у нас сейчас завершающий этап на предоставление в концессию столичного международного аэропорта. Приглашаем: «Участвуйте!». Конечно, это будет иметь конкретный результат.

Что касается интеграции, конечно, это поэтапный процесс, но который одновременно должен смотреть в будущее, а будущее это партнерство на политическом уровне и на уровне не только деловых встреч и разговоров, но и в результате реализации совместных проектов.Спасибо.


Медведев Д.А.



Можно сказать два слова? Слушая моих уважаемых коллег, я сейчас "ковырялся" в Интернете и обратил внимание на сообщение о том, что Франция пообещала сэкономить для бюджета 37 миллиардов евро. В соответствии с новым проектом бюджета, 20 миллиардов евро страна предполагает получить за счет повышения налоговой нагрузки. Я обращаюсь ко всем, но, наверное, прежде всего, к украинским предпринимателям: «Берегите свое правительство, потому что, когда оно меняется, оно увеличивает налоги».


Ведущий Костин А.Л.



В завершении нашего диалога, я хотел бы поблагодарить Председателя Совета Министров Автономной Республики Крым Анатолия Владимировича Могилева за гостеприимство, оказанное всем нам.

Мне кажется, что успех любого форума на 50 процентов зависит от того, где он проходит. Этим объясняются успехи Давоса, экономического форума в Санкт-Петербурге. Считаю, что Ялта именно такое место, где форум также должен иметь успех. Спасибо.


Рейтинг@Mail.ru